История танца Хула. Часть 2 - запрет и возрождение гавайских танцев

Хула была больше, чем просто ритуальным танцем.

Это был гавайский способ сохранять "запись" своей истории, культуры и уникальной философии "алоха", философии любви - ведь письменность на островах появилась только в 1820 году! 
И не просто сохранять - но и поддерживать ее на Гавайях, передавать своему народу в каждом танце. И так хранить культуру и традиции, хранить Дух Алоха...

Но едва христианские миссионеры стали прибывать на Гавайи (что случилось уже на рубеже 18 и 19 веков) и обращать в свою веру "заблудших язычников", и чем больше росло их влияние на островах, тем более открыто и яростно они принялись бороться с "очагами язычества".

Как хула и "всё гавайское" было запрещено

Конечно, без поддержки некоторых влиятельных гавайцев вряд ли это им удалось бы, и особенно помогла "победа", которую одержала одна жена вождя над самой богиней Пеле.
То, что бог Иегова оказался сильнее богини Пеле, буквально развязало воинствующим христианам руки.

И с культурой гавайцев, естественной и природной, не знающей европейской морали, произошло то же, что с многими древними культурами - ее просто запретили тотально: уничтожали святилища хеиау, разрубали резные деревянные статуи богов, а вместо невинного и чистого восприятия мира насаждали свод христианских табу.
И, конечно же, начались яростные нападения на танец хула как совершенно безнравственный и сексуальный, и требования носить европейскую одежду вообще (а не ходить топлесс и в мини-юбках из тапы).

Вообще-то, если посмотреть танец в древнем стиле кахико, то ничего особенно "сексуального" в нем нет. По сравнению с таитянскими или арабскими уж точно - там бедра двигаются именно что сексуально, в этом их "фишка". Но гавайское движение бедрами было лишено каких-либо подобных целей, оно лишь успокаивает и создает у зрителя вибрации тихой светлой благости.
Но в то время миссионеры, особенно американские, были пуританами (вспомните "Дикий Запад" и "Золотую лихорадку" -это вот то время как раз, весь 19-й век). А у пуритан любое покачивание бедрами уже было верхом неприличия.
Впрочем, и без этого движения хула была греховна. Во-первых, потому что исполнялась порой с минимальным прикрытием тела, да еще к тому же топлесс. А во-вторых, в ряде танцев они действительно использовали сексуальные жесты - например, призывая размножаться, дабы, отражая атаки захватчиков, сохранить гавайский народ и его независимость (таков, например, танец Kana’i Aupuni - "Танец 5-ти вождей").

Увы! Так как у гавайцев не было письменности, а только изустная традиция, к тому же хула преподавалась как духовная практика, которой танцор посвящал всю свою жизнь, занимаясь в специальных закрытых школах халау многие годы - то с запретом на сам танец и на его преподавание учителя (куму хула) буквально "ушли в подполье", а их искусство гасло.

Памятник Камехамеха I
При первом гавайском короле Камехамеха I, впрочем, иностранцев со всеми их желаниями, религиозными и коммерческими, еще удавалось сдерживать: еще недавно верховный вождь Большого острова, он активнейше охранял культурную самобытность, интересы и независимость своей страны. И даже на все важные посты руководства страной старался брать исключительно шаманов (кахун).
(Напомню читателю, что еще с 1200-х годов, с приходом в Гавайи жреца Паао и его религиозных и политических реформ, шаманы буквально "выдавливались" из жизни общества, и в основном 5 столетий укрывались в лесах острова Кауаи, последним влившегося в королевство Гавайи - так вот первый король островов вернул им свободу практики их знаний и открытой жизни).

Но в 1820 году на престол взошел его сын Лиолио, обе жены которого были христианками, да и сам он весьма тяготел ко всему европейскому... Гавайская культура рядом со сверкающими нарядами, оружием и деньгами европейцев казалась ему бесконечно архаичной...
Вот тогда ушли со всех постов и шаманы, вернувшись снова в свои леса, и началось сокрушение всех "пережитков старого".
И вульгарная, отвратительная и греховная хула была тотально запрещена.

Правда, король Kamehameaha III уже вновь настаивал на религиозной свободе, и восстановил право танцевать хула в 1830-х годах, пусть и практически номинально. Невозможно было подавить любовь гавайцев к хула полностью, даже миссионеры это видели - но настояли разве что, чтобы танцоры танцевали в их пуританских  платьях - глухих от шеи до пола и с длинными рукавами:

Женщины-танцоры до появления европейцев и после прибытия миссионеров
Получалось, что хулу танцевать было вроде бы и можно, то трудно, под активное неодобрение и в невозможных нарядах для привыкших к свободе островитян.


Веселый монарх и гавайский ренессанс

Король Дэвид Калакауа
И только последний король Гавайев, Дэвид Калакауа, чье правление продолжалось с 1874 по 1891г., смог переломить ситуацию и дать старт возрождению гавайской культуры и, в первую очередь - танца хула.
Вопреки возражениям обращенных в христианство гавайцев и не гавайцев, известные эксперты были собраны в суде и вдохновлены на практику традиционных искусств.

Как это стало возможно после стольких лет забвения и королей, целиком подпавших под влияние иностранцев?
История прямых ответов нам не дает, но мы попробуем найти их сами.
Во-первых, полагаю, свою роль сыграла смена династий - Дэвид Калакауа уже не был прямым наследником Камехамеха I. Он не был воспитан как наследник, и не воспринял пиетет перед иностранцами "с молоком матери".
И во-вторых, поэтому или нет, но он действительно страстно любил гавайские национальные виды развлечений, и в первую очередь - их песни и танцы.
Говорят, он и при жизни стал известен как Веселый Монарх - т.к. любил путешествовать среди людей и бывать на разных фестивалях и праздниках. Хула, снова став их частью, часто танцевалась в его честь.  
Именно потому знаменитый на весь мир фестиваль хула, ежегодно собирающий фанатов хула по всей земле, назван "Merry Monarh". то есть веселый монарх, - в его честь.
В итоге за время его правления хула не просто была "разрешена" - она вступила в эпоху своего возрождения.
Хула-практики объединили гавайские элементы поэзии, певучий вокал, выступления, танцевальные движения и костюмы, чтобы создать новую форму, хула ku'i ( ku'i означает "соединить старое и новое»).

Правда, и в начале 20-го века по-прежнему молитвы, ритуалы и стиль обучения по-прежнему составляли основу танца Хула - но интерес к более старому песенному сопровождению уже угасал.
Музыкальные и чувствительные на интересные культурные новинки других народов, гавайцы стали перенимать у них все, что им нравилось: лиричные песни под мелодичный аккомпонемент, плавные движения, яркие наряды... Из самих песен mele стал уходить исключительно-религиозный момент, стали появляться песни о любви к природе, серфингу, мужчин и женщин и т.д. 
И т.к. 20-й век стал веком все более тесного слияния Гавайев с США, и потоком новых "зрителей", а затем и туристов, и голливудской индустрии - появились тексты не только на гавайском, но и на английском языке.
Так появился новый стиль хула - современная хула, или Hula 'Auana.

Впрочем, танцоры более традиционного стиля хула, хула кахико - по-прежнему танцевали и передавали свои знания, не привлекая к себе всеобщего внимания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий