Музыкальные инструменты для гавайских танцев

/глава из книги "Kumu Hula. Roots and Branches"/

Традиционные инструменты хула - это музыкальные инструменты и аксессуары, которые издавна сопровождали песнопения (chanting) в хула кахико (древнем стиле). Всего их 9:
  • Тыквы-горлянки ipu и ipu heke
  • Пары палок Ka'eke'eke, Kala'au и Pu'ili
  • Камни 'Ili'ili 
  • Барабаны Pahu и puniu 
  • Педаль Papa Hehi 
  • и перкуссия 'Uli'uli  
- и все они являются продолжением тела певца или танцора, и потому каждому из них соответствуют определенные, канонические движения тела человека.

Обычно хула ауана (современный стиль) использует меньше инструментов для самих танцоров - она больше опирается на современные музыкальные инструменты (в т.ч. знаменитую гавайскую гитару укулеле), создающие музыку, тогда как кахико - это именно ритм.
Впрочем, сегодня - время экспериментов, и мы можем видеть уже некоторые перемены. Например, в соответствующих танцах хула ауана может использовать весла каное или рыбацкие сети. Впрочем, это не типично для хула и в данной статье мы рассмотрим только 9 канонических, древних инструментов хула, а именно:
  1. В каких случаях они применяются;
  2. Как используется каждый из них во время танца;
  3. И уникальные строгие требования в отношении к ним.

1. Ipu и ipu heke (тыквы-горлянки)

Ипу - это маленькая бутыль из тыквы, которая используется как барабан. На ней с помощью ладоней и пальцев рук выстукивают ритм танцоры.

 Ипу хеке - это больший барабан, сделанный из двух тыкв, соединенных вместе, одну на другой (некоторые из них 45см шириной и 90 - высотой!). На ипу хеке играют чантеры (певцы; см. главу "8 ступеней хула"), причем в верхнюю тыкву, хеке, никогда не бьют - весь ритм извлекается из ее нижней части, в самом широком месте.

Ипу хеке может менять высоту и силу тонов, и потому для того, кто на ней играет, важно развивать гибкость запястий, чтобы преуспеть в искусстве создавать чистые, выразительные удары, а главное - задавать нужный ритм и нужную громкость.

Оба инструмента, по сути - перкуссии, а не барабаны, т.к. не имеют  кожаной мембраны.
Для танцоров слишком большие ипу могут быть громоздкими, но певцы используют их для создания низких, не слишком длительных тонов.

Оба инструмента всегда являются личными и используются только их хозяевами. В древности  ипу была одним из тех предметов, которые дарились человеку по достижении им зрелости, и который ломался с его смертью, или переходил по наследству членам его семьи.
Потому к ним относятся с величайшей заботой, и даже страхуют, особенно ипу хеке, от слома или трещин. Большие тыквы, с которыми они выступают, певцы хранят как сокровище.


2. Ka'eke'eke

Это бамбуковые трубки. Сегодня почти утрачено искусство игры на них, их почти не используют.

Ka'eke'eke - это бамбук, длиной от одного до нескольких футов, с одним открытым концом, который держат вертикально и которым ударяют по особой циновке:

Различные тона, соответственно, получаются при разной ширине каждой трубки и разном числе танцоров.

Эффект игры на каекееке сами танцоры называют "поющий бамбук" 




Как играют на Ka'eke'eke:


3. Kala'au

Это особые "ритмические палки", применяемые главным образом в кахико, и с которыми кажется очень трудно управляться - но это обманчивое впечатление.

Так, Чарльз Кенн, kumu hula и мастер lua (хула воинов, про нее главу см. здесь: "Луа, боевое искусство хула"), говорит, что гавайские воины даже шли на битву с kala'au. И, конечно, представляли в мирное время танцы с ними.

Практически все kala'au- танцоры используют две короткие палки (тогда как, например, на островах Кауаи и Нихау kala'au были из одной короткой и одной длинной палок...

Лучшие kala'au получаются из твердой древесины, вроде kauila.  которую конусообразно стачивают с обоих концов - так получается наиболее чистый звук^ чем плотнее дерево, тем чище звук. Кстати, англичане говорили о kauila, что это дерево тупит стальные мечи.

Умение работать запястьями с калаау имеет важнейшее значение как для звучания, так и для грации. сноровки и мягкости исполнения на контрасте с жесткостью самого калаау.




 Как играют на kala'au:


4. 'Ili'ili

Использование этой гладкой плоской танцующей крупной гальки в обоих стилях хула можно сравнить с кастаньетами. 

Танцоры находят их на пляжах или по берегам рек. Терпеливый поиск хорошей пары или-или очень важен. Слишком большие или тонкие камни. или плохо подгоняемые друг другу, не дадут "фирменного" звучания. Чем плотнее камень, тем лучше. Танцоры подбирают их по размеру своих кистей рук и длине пальцев. и потому сложно заимствовать их у кого-то, нужно иметь свои.


Пальцы танцора должны держать или-или так, чтобы они никогда не падали и не теряли чистоту звучания.
Hula 'ili'ili имеет глубокое значение в хореографии, при этом камни нужно держать на строго определенном уровне по отношению к телу. Звук многих пар или-или. когда они работают в унисон, производит гипнотическое впечатление, а даже одна ошибка - чувство подобное новогоднему фейерверку, который не получился.

 Как играют на 'ili'ili:




5. Pahu Hula

Этот мощный инструмент используется в hula kahiko. И знак отличия школы хула (халау) - иметь собственный pahu. т.к. сделать его обычное требование в списке необходимого, чтобы стать куму хула. Часто паху передаются из поколения в поколение, и также могут быть сломаны со смертью куму хула, их хозяина.

Pahu выдалбливают из куска ствола кокосовой пальмы, традиционно мембрана делается из шкуры акулы, и удерживается она на месте плетеными шнурами. Сегодня, конечно, уже существуют разные вариации материала для мембран и шнуров - в том числе в зависимости от сферы применения паху/

К примеру, храмовые паху весят несколько сто фунтов, их не двигают с места и используют только для созыва людей, но не как инструмент для hula.
Тогда как hula pahu должны быть, наоборот, компактными, буквально 60-90см высотой. Чантер (певец) сидит, играя на нем ладонью и пальцами. Палочки тут не нужны, т.к. поверхность барабана может быть повреждена ими.

 Как играют на hula pahu:


6. Papa Heli

Этот инструмент упоминается также как "ножная доска", "педаль" - и это кусок дерева в дюйм толщиной и чуть длиннее ступни танцора. Под ней поперек лежит маленькая деревянная палочка так, чтобы в течение танца педаль поднималась и опускалась. 

Некогда papa hehi были присущи только островам Кауаи и Ниихау, и это был очень древний стиль хула кахико, который сегодня можно видеть намного чаще.



Как играют на papa hehi:



7. Pu'ili

Их делают из стволов бамбука около 60см длиной, с вырезанными полосками вдоль длины и "ручкой". Во время ударов резные секции издают очень привлекательный звук. 

В традиции, pu'ili использовался правой рукой, оставляя левую для жестов. Современные танцы обоих стилей часто используют их в паре, хотя это более трудно.
Оба стиля могут быть в позе сидя и стоя.
Танцоры с pu'ili также часто танцуют с короткими копьями и элементами рукопашного боя - типичные техники "ближнего боя" боевого стиля hula - lua


 8. Puniu

Этот маленький коленный барабан делается из скорлупы кокоса. Часто он также изготавливается на деревянной базе и удары делаются кончиками пальцев или плетью из плетеных волокон/листьев, называемых ka. 

В древние времена барабаны Pahu и Puniu были парными, и глубокие тона одного с легкими другого создавали интересную комбинацию. 
Сегодня с puniu можно увидеть только танцоров кахико, аккомпанирующих "сидячей" хула. В этом случае чантеры аккомпанируют им на ипу хеке.

9. 'Uli'uli

Этот инструмент - один из самых зрелищных и ярких, который танцоры всех стилей используют в шоу часто.
Используемые парно, маленькие кокосовые скорлупки или тыквы. заполненные семенами и украшенные диском с перьями - гавайские перкуссии.

В традиции танцор использовал только один улиули в правой руке, в то время как левая делала грациозные жесты и движения.Движения правой и левой рук при этом были различны и визуально, и по ритму - что также трудно, как танец с одной бамбуковой pu'ili.

Кружащиеся цвета и шелест перкуссии, когда танцует группа, создают яркий спектакль.
Сегодня есть танцоры, которые поддерживают "хулу" с двумя улиули, то есть де-факто "без рук", только с движениями ног (ведь руки заняты). В древние времена подобное отношение было немыслимо. Такие танцы провоцируют падение уважения зрителей и к инструменту, и к танцорам, которые так танцуют.
Используя улиули в танце, очень важно соблюдать древние аспекты хореографии.







 Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные



Комментариев нет:

Отправить комментарий